Домашняя

Психология
Техника Чем заниматься Стили Частушки Драка и человек О книгах Психология Полезное

 

Гостевая книга

 
Психологическая подготовка в русском кулачном бою.



Впервые анализ основных положений методики психологической подготовки перед поединком в русском кулачном бою был проведен Грунтовским А.В. Нужно отдать должное Грунтовскому его положения не только отлично работают, но и единственно верно из массы других психологических техник позволяют преодолеть страх перед поединком и правильно вести бой и побеждать. Поэтому я привожу шестую главу книги А.В.Грунтовского «Русский кулачный бой» без сокращений, чтобы и вы смогли оценить и проанализировать все основные положения психологической подготовки. А после главы дан мой комментарий этих техник, который позволит правильней и глубже понять эту статью.



6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Что делает боевое искусство искусством? Работа над духом. Как и в любом другом искусстве, работа эта идет через условную систему общения - игру. Игра позволяет остановить насилие, переводя его в игровые отношения. Вне игры даже дружеская схватка может побудить в душе нехорошие чувства (что мы и видим в современном спорте: не только чувство страха, но и вожделения зависти). Игра в нашем деле ведется языком пластики, музыки и слова. Ниже мы покажем те элементы народной кулачной традиции, которые были обобщены в нашем опыте (опыте отца автора и его самого).
Игра - древнейший прием отстранения. Из всех фольклорных жанров те­атр кажется нам самым древним. Пантомима и мимика, очевидно, предше­ствуют языку. В игре мы одеваем маску условности и тем самым снимаем бе­зусловную маску нашего дурного воспитания (стереотипов поведения). Тако­вы народные обряды и игры (начиная с обычной одежды, где все и практично, и вместе с тем имеет сакральный смысл, и кончая религиозными обрядами), таков быт традиции, включая традиционное производство. Игра исключает стереотипы, возникающие ныне в результате технологизации быта. Некоторые приемы занятий:

1. О самообладании.

Страх делает нас немощными и "победить" его нельзя, но отстраниться можно. Прежде ребенка приучали к страху, как к нормальному явлению, с рождения: через колыбельную, через сказку и уже с 3-5 лет - через работу; считалось, что нет ничего позорнее, чем испугаться и не сделать общее дело (будь то уход за скотиной или поход по ягоды). Система обрядовых боев (борьба с 3-4 лет и "сцеплялка" перед "кулачками" с 8-10 лет) заключала, помимо прочего, работу (через игру, через шутку) над страхом. Сходящиеся "стенки" оглушали друг друга ревом и свистом, и криками: "Даешь бою!", пытаясь напугать соперника. А пугаться нельзя - и свои смотрят, и девки, и бабы, и все село.
Испугаешься - ожесточишься и это недопустимо - не простят.
Занимаясь самостоятельно (даже и современными видами спорта: штангой, акробатикой, гимнастикой), начинайте упражнение с небольшой пляски, песни, потешки, скороговорки, наконец. Забудьте о вокале или его отсутствии пойте так, как поется ребенку в лесу или в поле. (Конечно, если есть возможность, неплохо бы поучиться у специалистов.) В кулачной традиции текстом  была специальная частушка, именно она и вводит в игровую ситуацию. Большой вред приносит думанье об упражнении, подготовка к нему, особенно на соревнованиях. Еще хуже - думать о своей слабости. Совершенно ненужная привычка считать количество упражнений, да еще и записывать их в тетрадку, мерять мышцы и разглядывать их в зеркала - все это от лукавого.

Декламация (пение) приучит нас к свободному дыханию: научит расслабляться и не привязывать вдохи-выдохи к движениям. При любых нагрузках хорошо бы иметь расслабленное лицо и улыбку по поводу собственных физических потуг. Занятие должно быть не самоцелью, а поводом для игры и общения. Тренировка, по большому счету, - аскеза для плоти, а не лелеянье оной Народная культура вообще не знала никакой физкультуры, и мы обращаемся к последней лишь вследствие того, что лишены традиционного труда и естественного быта.
В боевой ситуации воспоминание игры через незаметный, а может быть, и демонстративный напев, приведет в порядок вашу психику. Игра - это матрица, на которой записывается наше состояние (и плоти и духа). Поэтому важнейшее дело - проявить на занятиях и юмор, и удаль, и все самое хорощее, именно пока мы поем и играем.
Можно бегать по бревну под песенку, использовать традиционную акро батику: бег с падениями, чехардой, прыжками и т.д. После каждого элемента серия ударов без подготовки (после кубаря или "кульбита" удары должны начинаться еще до того, как тело примет вертикальное положение). И снова бег и снова прыжок - и все в ритме песни. Для начала можно петь и про себя, и вообще момент "прорезания" голоса чрезвычайно важен. Обычная трениров ка делается эффективней на порядок, если начать ее с распевки. Вместе с тем в играх отрабатывается техника. Например, защита: "в шапки" - два человека пытаются снять шапки друг у друга и уворачиваются "сгрудкой". Или "собачий бой" -двое "в упоре лежа" прыгают на одной руке, стараясь другой под сечь руку противника и уронить его на грудь, и т.д. Такие игры, как "в хрена", "ворон", "полено", "петушиный бой", "борьба ногами", "путаница" и придают хорошую разминку.

2. Об умении видеть ситуацию.

Бой в кругу (один против 4-8 человек) не может быть не импровизационным, всякая заумь здесь исключена. Для наших предков это еще и обрядовая форма боя (В.И.Даль приводит загадочные пословицы: "Медведь лег - игра стала", "Умер медведь - и пляска стала". Прибавим к этому, что боевой та называется "плясать горбатого", т.е. медведя, и с него именно и начинается бой в кругу). Кроме того, в кругу исключается и единоборство, т.е. соперничество- то, чем грешит наш спорт. "Круг" - это коллективное действо.
Работая в центре, не зацикливайтесь ни на ком, а стараясь охватить всех боковым зрением, "заводите" всю кампанию своей пластикой и голосом. Темп для начала - плясовой (раза в два, а то и в четыре меньше боевого). Сигналом к остановке боя, помимо команды преподавателя или самого бойца, служит падение последнего или выход из круга. В старину бой мог остановить и музыкант. Когда вы включитесь в игру, забыв о страхе и вообще о том, что деретесь, вы увидите сразу всю площадку и будете, не глядя, контролировать При хорошей атмосфере на занятиях у некоторых это получается с первого раза. Но для практики необходимо налетать в кругу определенное количество часов. Тут начинает просыпаться техника, заложенная предками, и вообще начинает получаться то, что вы не отработаете ни на каких спаррингах и "грушах".

Что должен делать водолаз, у которого перерезало шланги, парашютист с запутавшимися стропами? В первую очередь, увидеть ситуацию: быть может, выход где-то рядом. То же требуется и от бойца. А вообще, традиционный бой гораздо важнее летчику, хирургу, оператору, чем бравому десантнику.

3. Поединок.

Поединщики обмениваются частушками, "ломаются", затем (до трех раз) сшибаются грудью, а уж после начинают бой. После боя - обнимаются. Пение в бою не прекращается.
Боевые тексты вообще были известны в древних Индии и Китае. Позже, идя в сражение, специальные гимны пели греки и римляне. У этих гимнов была и своя особая муза -Полигимния. Вот, к примеру, один из текстов школы "Бе­лый лотос" (Китай, II тыс. до Р.Х.): "Чженькун - цзянсян, ушен - лаому" (Абсо­лютная пустота - наша Родина, вечное или несотворенное - наш бог). В Индии бойцами употреблялась "махамантра" (Махабхарата, II тыс. до Р.Х.): "Харе Кришна, Харе Кришна..." (Заметим, что это редкий для Руси восьмистопный хорей, который зачем-то понадобился Горькому, чтобы накликать револю­цию своим "буревестником".) Методика мантр (ман - ум, тра - освобождение, санскрит) - есть оккультная методика и, как сказано выше, дает плотскую (бе­совскую) энергию. Наша частушка вне веры, вне традиционной подготовки может оказаться таковой же по содержанию.
Применение на Руси различных заговоров и т.п. в ратном деле хотя и име­ло место, но было совершенно недопустимо для православного человека. Хо­рошим приемом для занятий является приговаривание, то ласковое, то "запу­гивающее". Если получится импровизировать в рифму - это будет замечатель­но. Одним из труднейших вариантов является исполнение скороговорки. Ин­тересные игры получаются с введением условий: бой с завязанным глазом (при этом до поры исчезает объемное зрение и чувство дистанции), бой "вслепую" -в этом случае учатся "прорабатывать" пространство, упреждая возможные атаки (это в кругу). А со временем противники начинают ощущаться. Известен, наконец, бой со связанными руками (тут наоборот: сначала поединок, потом - круг). Для боя "вслепую" подготовкой является игра "в жмурки". "Слепая работа" известна в нескольких вариантах: в темной комнате, когда никто никого не видит, и на свету, когда глаза завязаны только у одного. В обоих случаях мы имеем дело с инициацией - с посвящением в мужчины, в воины. На занятиях мы рекомендуем только второй вариант.
Вообще все игры так или иначе готовят к бою, но не потому, что кто-то в старину обучали детишек военной подготовке, а потому, что едино происхождение и боя, и игр из нашего животного прошлого. Буквально все: "прятки","пятнашки", "петушинный бой" и т.д. мы можем найти не только у приматов, но и у низших форм. Здесь очевидна взаимосвязь (о которой мы говорили выше единого комплекса "инстинктов", формирующего особь, с единой системой игровых отношений у человека (традиционная культура). Для того, чтобы на наших современных занятиях возникли эти отношения, для того, чтобы шел процесс самообучения, необходимы некоторые условия. Приуготовлено это может быть только возникновением духовной общности в коллективе, а не посредственный пуск игры (кругового боя, например) осуществляется языком пластики (боем атамана) или музыкой, точно так, как и для "пуска" песни ну. жен запевала. Совершенно недопустимо "руководить" игрой, особенно игрой детей. Игру необходимо показать - дальше она раскрутится сама.
Итак - Игра: везде и во всем, то есть там, где возможно моделирование стресса, где есть переход из одного состояния в другое, требующий физичес­ких и духовных затрат. Простейший пример: прыжок "рыбкой" через препятствие - в ожидании удара о землю отключается внешнее внимание, способ­ность петь и слышать, закрываются глаза... И человеку неоткуда взять силы, чтобы открыть их. (Вспомним известный опыт Дарвина, который упорно при­жимался носом к стеклу террариума, ожидая прыжка змеи, и всякий раз отпрыгивал, когда она нападала. Несчастный натуралист сделал вывод о непре­одолимости инстинктов.) Когда же мы с помощью частушки завязали игру, то нам уже не до страха - мы общаемся с партнером, который стоит за препят­ствием, а значит, есть переход от состояния восприятия к игровому (творчес­кому) состоянию. Когда же после прыжка мы вступили в игровой бой, то нам и бой нипочем. А "вырабатывать" мужество в жестких спаррингах - это зна­чит тиражировать страх или жестокость дарвиновскими методами.
Наши предки прыгали через костер или меч, что помимо прочего имело еще и мистический смысл очищения. Определенный смысл связан с камнем: под камнем спрятан ключ (меч), из-под камня - река, камень на распутье и т.д. Перебрасывание камня через плечо - для расколдовывания злых чар. Прыжки через камень - испытание воина:

Стали молодцы забавлятися,
Поперек того камня поскакивать...

("Смерть Василия Буслаева").

Хорош любой фон (любые упражнения) для слова, было б слово хорошо. А еще лучше - действо, театр, в широком смысле. Таково праздничное действо в традиции: театр, в котором показывают кулачный бой или кулачный бой, обретший театральные формы? Это наиболее архаичная форма игры восходящая к палеолиту. Все последующее: мантра, медитация, молитва и, наконец аутотренинг возникли путем рационализации традиции. Рационализация здесь двоякая: в одних случаях это познание Бога, в других - бесовское искушение оккультного знания. Добавим, что молитва, это тоже народная поэзия -и какая! Но что же лучше? Думается, что фольклорный текст (на тренировке) для верующего не грех, а неверующему ни молитва, ни частушка не помогут. Собственно, психологическая подготовка на этом заканчивается. Научить подчиняться сознанию - это работа душевного уровня. Духовная работа лежит выше, в области стяжания Святого Духа. Естественно, любая припевка может оказаться духовно наполненной, а может и не оказаться. Просто спеть и сплясать - этого мало, важно - во имя чего. В народной культуре такого вопроса не стояло, но ныне нам от него не уйти.




 

        

                                                   

 

                              © «Русский кулачный бой» 2003-2008г.                                                                                        Дата изменения: 11.06.2008

Hosted by uCoz