Домашняя

О книгах
Техника Чем заниматься Стили Частушки Драка и человек О книгах Психология Полезное

 

Гостевая книга

                  Книга в боевых искусствах.

С тех пор как человек научился рисовать и придумал письменную речь он стал рисовать и записывать на чем- либо те явления и предметы жизни которые его окружали, либо те которые он черпал из своей фантазии. Боевые искусства не исключение- например исследователи древней египетской гробницы Бени Гассана( 3 тыс. лет до Рождества Христова) обнаружили росписи на стенах представляющих сотни ударов, приёмов, бросков, большинство из которых так и не удалось расшифровать. Были так же фрагментарные рисунки описывающие приемы рукопашного боя и в более поздних культурах различных народов( древнегреческий панкратион). Что же касается самих книг то  попытки сделать учебники по рукопашному бою предпринимались еще в средневековой Европе. История например хранит сведенья об нескольких таких зашифрованных учебниках, которые вероятно служили каким то средневековым кланам или сообществам. Естественно недружелюбными или соперничающими между собой, иначе зачем нужно было зашифровывать книги подобно алхимическим трактатам. Не отставал в этом деле и Восток, так же сохранивший свои трактаты в области боевых исскуств. Однако наиболее полно и скурпулезно различные виды боевых искусств в книгах стали описывать именно в 20 веке.

Чего только не было издано за прошлый 20 в. Все распространенные боевые искусства и даже кое что из малораспространенные- все они нашли свое место в различных учебниках и справочниках по боевым искусствам. Но несмотря на обилие всякой литературы хороших книг по боевым искусствам очень мало. Но сами посудите чему можно научиться из справочника боевых искусств или книжке с описанием тао какого нибудь стиля у-шу? Конечно же ни чему полезному, ведь справочник- это в чем то художественное произведение, которое хорошо читать вечером после сытного ужина сидя на диване, а тао умные люди вообще по книжкам не учат, т.к. по книжке очень трудно передать всю пластику и весь ритм того или иного тао. Вообще показательность и правильность того или иного движения- уязвимое место всех книг. Книга в первую очередь даёт теоретические знания, здесь ей нет равных, а что касается всяческих двигательных эволюций, то здесь книга конечно же уступает хорошему видеофильму. Невозможно ведь создать массу кинограмм для описания например одного приема, поэтому писатели чаще всего ограничиваются двумя-тремя картинками, с сопутствующим текстом пояснения. Поэтому я советую вам всем когда вы разучивайте по книге какое либо приём или удар, стараться уяснить себе всё движение целиком, от начала, до конца. Начиная от момента зарождения и до момента полного окончания. То есть вы читаете текст смотрите картинки, а в голове прокручивайте движение полностью. И не забывайте что картинки показывают как правило какую- либо фазу движения, и следует хорошо подумать как правильно руке или чему то там еще правильно достичь этой фазы. И если вам попадается никудышнее, непоследовательное описание технических элементов, с отсутствием рисунков, либо плохими рисунками, то скажу сразу- ничему вы из этой книги не научитесь. Уж поверьте моему опыту. И конечно же кроме книги по тому или иному боевому искусству желательно иметь учебный фильм.

Именно учебный т.к. из показательных выступлении или соревнований так же мало чему можно научиться. Фильм нужен  для того чтобы вы правильно научились выполнять тот или иной технический элемент, а так же поняли пластику присущую тому или иному виду единоборств. Например множество движений в русском кулачном бою выполняются с некоторой расхлябанностью( свойство хлесткого движения), однако в книге показать все эти нюансы практически невозможно. Небольшая расхлябанность- основная черта пластики русского кулачного боя, а также русского танца. И чтобы понять её конечно лучше посещать занятия у опытного тренера или на худой конец посмотреть хороший видеофильм.

Не однозначны так же книги как по манере изложения так и по объёму описаний технических элементов. Так в Советском Союзе общедозволительными были бокс, а так же некоторые общераспространенные виды борьбы- самбо, дзю до, и вольная(греко-римская борьба). Возьмите любой желательно старый советский учебник, например по спортивному самбо, и вы будете наверняка донельзя удивлены и качеством и рисунками и широтой охватываемой техники. Вот хотя бы «Борьба самбо» А.А.Харлампиева, Москва, изд. «Физкультура и спорт» за 1950г. Прекраснейшая фундаментальная книга, с четким, последовательным описание бросков и других приёмов, с прекрасными рисунками. Автор, отец русского самбо,А.А.Харлампиев помимо прекрасного знания техники обладает прекрасным тренерским талантом объяснять, а так же он ничего не скрывает из техники

спортивного самбо. В стране, где не было капиталистических отношений другой книга быть не могла. Зато откройте сейчас книги многих теперяшних наших мастеров, например А.Медведева или А.Белова, и чему вы там сможете научиться? Вот например книга А.Медведева «Язычество, тайные кланы и рукопашный бой»- вроде бы и фотографий много, а хороших приёмов не показано, плюс нет подробного и последовательного описания той техники которая проиллюстрирована в книге. Так посидеть, полистать эту книгу, как «Весёлые картинки» и не более того. Как справедливо выразился Ю.Ю.Сенчуков, в статье посвященной А.Медведеву  (сайт «Контен»):

«…Он (А.Медведев) сразу начал именно с того, что стал зарабатывать деньги, выпуская книжки для лопухов. Как, впрочем делают все большие мастера - что, им можно, а ему нельзя, что ли? Спрос-то есть!

Много книжек! Много кассет! А вы заметили, что там в основном одни и те же два-три приема в разных вариациях? Ага. А все эти книжки вроде "Боя казаков", где на двести страниц баек про казаков, рецептов насчет чем кормить лошадей, да как что называется в конской сбруе. Ну, а под конец - три страницы мелких рисунков - приемов, то есть. И привет. А ведь покупают же! Лопухов у нас мно-ого. А Медведев - человек трудолюбивый. Он еще много так напишет…»

Конечно почитать о том как правильно кормить лошадей очень интересно, однако против мощного тайского лоу-кика в бедро знания по кормежке лошадей- ну совершенно бесполезная вещь.

Спрашивается зачем это делается? А.Медведев и  А.Белова не дураки чтобы так вот взять и выложить всю свою технику в книгах и кассетах. Ведь если они так поступят, тот кто пойдет к ним на семинар, естественно платный? Жить ведь все хотят хорошо и кушать не только хлеб с картошкой, но и масло с икрой (хотя бы искусственной, на худой конец, из желатина и белков куриных яиц). Вот ведь какой он капитализм, это не добродушный мужик А.Харлампиев, который подробно выложил в своей книге всю технику спортивного самбо…

Сегодняшний российский книжный рынок предлагает много книг по боевым искусствам.

Книг законных и ворованных, справочников и учебников, новых и переизданных старых… Книг много, однако действительно хороших книг по боевым искусствам- единицы…

А в общем хорошая книга по рукопашке- отличная вещь, которая сможет стать вам хоть и не высококласным, но хорошим тренером, и чему то реально научить. И надеюсь эта статья поможет вам без проблем выбрать и купить себе действительно хорошую книгу…

И чтобы вас, когда вы купите эту книгу, наш уважаемый Ю.Сенчуков, не обозвал «лопухом»…                                                                       

                                        

                                                Успехов вам!

 

 

 

 

 

 

        

                                                   

 

                              © «Русский кулачный бой» 2003-2008г.                                                                                        Дата изменения: 11.06.2008

Hosted by uCoz