Гостевая книга
| |
Психологическая подготовка в русском кулачном бою.
Впервые анализ основных положений методики психологической подготовки перед
поединком в русском кулачном бою был проведен Грунтовским А.В. Нужно отдать
должное Грунтовскому его положения не только отлично работают, но и единственно
верно из массы других психологических техник позволяют преодолеть страх перед
поединком и правильно вести бой и побеждать. Поэтому я привожу шестую главу
книги А.В.Грунтовского «Русский кулачный бой» без сокращений, чтобы и вы смогли
оценить и проанализировать все основные положения психологической подготовки. А
после главы дан мой комментарий этих техник, который позволит правильней и
глубже понять эту статью.
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Что делает боевое искусство искусством? Работа над духом. Как и в любом другом
искусстве, работа эта идет через условную систему общения - игру. Игра позволяет
остановить насилие, переводя его в игровые отношения. Вне игры даже дружеская
схватка может побудить в душе нехорошие чувства (что мы и видим в современном
спорте: не только чувство страха, но и вожделения зависти). Игра в нашем деле
ведется языком пластики, музыки и слова. Ниже мы покажем те элементы народной
кулачной традиции, которые были обобщены в нашем опыте (опыте отца автора и его
самого).
Игра - древнейший прием отстранения. Из всех фольклорных жанров театр кажется
нам самым древним. Пантомима и мимика, очевидно, предшествуют языку. В игре мы
одеваем маску условности и тем самым снимаем безусловную маску нашего дурного
воспитания (стереотипов поведения). Таковы народные обряды и игры (начиная с
обычной одежды, где все и практично, и вместе с тем имеет сакральный смысл, и
кончая религиозными обрядами), таков быт традиции, включая традиционное
производство. Игра исключает стереотипы, возникающие ныне в результате
технологизации быта. Некоторые приемы занятий:
1. О самообладании.
Страх делает нас немощными и "победить" его нельзя, но отстраниться можно.
Прежде ребенка приучали к страху, как к нормальному явлению, с рождения: через
колыбельную, через сказку и уже с 3-5 лет - через работу; считалось, что нет
ничего позорнее, чем испугаться и не сделать общее дело (будь то уход за
скотиной или поход по ягоды). Система обрядовых боев (борьба с 3-4 лет и "сцеплялка"
перед "кулачками" с 8-10 лет) заключала, помимо прочего, работу (через игру,
через шутку) над страхом. Сходящиеся "стенки" оглушали друг друга ревом и
свистом, и криками: "Даешь бою!", пытаясь напугать соперника. А пугаться нельзя
- и свои смотрят, и девки, и бабы, и все село.
Испугаешься - ожесточишься и это недопустимо - не простят.
Занимаясь самостоятельно (даже и современными видами спорта: штангой,
акробатикой, гимнастикой), начинайте упражнение с небольшой пляски, песни,
потешки, скороговорки, наконец. Забудьте о вокале или его отсутствии пойте так,
как поется ребенку в лесу или в поле. (Конечно, если есть возможность, неплохо
бы поучиться у специалистов.) В кулачной традиции текстом была специальная
частушка, именно она и вводит в игровую ситуацию. Большой вред приносит думанье
об упражнении, подготовка к нему, особенно на соревнованиях. Еще хуже - думать о
своей слабости. Совершенно ненужная привычка считать количество упражнений, да
еще и записывать их в тетрадку, мерять мышцы и разглядывать их в зеркала - все
это от лукавого.
Декламация (пение) приучит нас к свободному дыханию: научит расслабляться и не
привязывать вдохи-выдохи к движениям. При любых нагрузках хорошо бы иметь
расслабленное лицо и улыбку по поводу собственных физических потуг. Занятие
должно быть не самоцелью, а поводом для игры и общения. Тренировка, по большому
счету, - аскеза для плоти, а не лелеянье оной Народная культура вообще не знала
никакой физкультуры, и мы обращаемся к последней лишь вследствие того, что
лишены традиционного труда и естественного быта.
В боевой ситуации воспоминание игры через незаметный, а может быть, и
демонстративный напев, приведет в порядок вашу психику. Игра - это матрица, на
которой записывается наше состояние (и плоти и духа). Поэтому важнейшее дело -
проявить на занятиях и юмор, и удаль, и все самое хорощее, именно пока мы поем и
играем.
Можно бегать по бревну под песенку, использовать традиционную акро батику: бег с
падениями, чехардой, прыжками и т.д. После каждого элемента серия ударов без
подготовки (после кубаря или "кульбита" удары должны начинаться еще до того, как
тело примет вертикальное положение). И снова бег и снова прыжок - и все в ритме
песни. Для начала можно петь и про себя, и вообще момент "прорезания" голоса
чрезвычайно важен. Обычная трениров ка делается эффективней на порядок, если
начать ее с распевки. Вместе с тем в играх отрабатывается техника. Например,
защита: "в шапки" - два человека пытаются снять шапки друг у друга и
уворачиваются "сгрудкой". Или "собачий бой" -двое "в упоре лежа" прыгают на
одной руке, стараясь другой под сечь руку противника и уронить его на грудь, и
т.д. Такие игры, как "в хрена", "ворон", "полено", "петушиный бой", "борьба
ногами", "путаница" и придают хорошую разминку.
2. Об умении видеть ситуацию.
Бой в кругу (один против 4-8 человек) не может быть не импровизационным, всякая
заумь здесь исключена. Для наших предков это еще и обрядовая форма боя (В.И.Даль
приводит загадочные пословицы: "Медведь лег - игра стала", "Умер медведь - и
пляска стала". Прибавим к этому, что боевой та называется "плясать горбатого",
т.е. медведя, и с него именно и начинается бой в кругу). Кроме того, в кругу
исключается и единоборство, т.е. соперничество- то, чем грешит наш спорт. "Круг"
- это коллективное действо.
Работая в центре, не зацикливайтесь ни на ком, а стараясь охватить всех боковым
зрением, "заводите" всю кампанию своей пластикой и голосом. Темп для начала -
плясовой (раза в два, а то и в четыре меньше боевого). Сигналом к остановке боя,
помимо команды преподавателя или самого бойца, служит падение последнего или
выход из круга. В старину бой мог остановить и музыкант. Когда вы включитесь в
игру, забыв о страхе и вообще о том, что деретесь, вы увидите сразу всю площадку
и будете, не глядя, контролировать При хорошей атмосфере на занятиях у некоторых
это получается с первого раза. Но для практики необходимо налетать в кругу
определенное количество часов. Тут начинает просыпаться техника, заложенная
предками, и вообще начинает получаться то, что вы не отработаете ни на каких
спаррингах и "грушах".
Что должен делать водолаз, у которого перерезало шланги, парашютист с
запутавшимися стропами? В первую очередь, увидеть ситуацию: быть может, выход
где-то рядом. То же требуется и от бойца. А вообще, традиционный бой гораздо
важнее летчику, хирургу, оператору, чем бравому десантнику.
3. Поединок.
Поединщики обмениваются частушками, "ломаются", затем (до трех раз) сшибаются
грудью, а уж после начинают бой. После боя - обнимаются. Пение в бою не
прекращается.
Боевые тексты вообще были известны в древних Индии и Китае. Позже, идя в
сражение, специальные гимны пели греки и римляне. У этих гимнов была и своя
особая муза -Полигимния. Вот, к примеру, один из текстов школы "Белый лотос"
(Китай, II тыс. до Р.Х.): "Чженькун - цзянсян, ушен - лаому" (Абсолютная
пустота - наша Родина, вечное или несотворенное - наш бог). В Индии бойцами
употреблялась "махамантра" (Махабхарата, II тыс. до Р.Х.): "Харе Кришна, Харе
Кришна..." (Заметим, что это редкий для Руси восьмистопный хорей, который
зачем-то понадобился Горькому, чтобы накликать революцию своим
"буревестником".) Методика мантр (ман - ум, тра - освобождение, санскрит) - есть
оккультная методика и, как сказано выше, дает плотскую (бесовскую) энергию.
Наша частушка вне веры, вне традиционной подготовки может оказаться таковой же
по содержанию.
Применение на Руси различных заговоров и т.п. в ратном деле хотя и имело место,
но было совершенно недопустимо для православного человека. Хорошим приемом для
занятий является приговаривание, то ласковое, то "запугивающее". Если получится
импровизировать в рифму - это будет замечательно. Одним из труднейших вариантов
является исполнение скороговорки. Интересные игры получаются с введением
условий: бой с завязанным глазом (при этом до поры исчезает объемное зрение и
чувство дистанции), бой "вслепую" -в этом случае учатся "прорабатывать"
пространство, упреждая возможные атаки (это в кругу). А со временем противники
начинают ощущаться. Известен, наконец, бой со связанными руками (тут наоборот:
сначала поединок, потом - круг). Для боя "вслепую" подготовкой является игра "в
жмурки". "Слепая работа" известна в нескольких вариантах: в темной комнате,
когда никто никого не видит, и на свету, когда глаза завязаны только у одного. В
обоих случаях мы имеем дело с инициацией - с посвящением в мужчины, в воины. На
занятиях мы рекомендуем только второй вариант.
Вообще все игры так или иначе готовят к бою, но не потому, что кто-то в старину
обучали детишек военной подготовке, а потому, что едино происхождение и боя, и
игр из нашего животного прошлого. Буквально все: "прятки","пятнашки", "петушинный
бой" и т.д. мы можем найти не только у приматов, но и у низших форм. Здесь
очевидна взаимосвязь (о которой мы говорили выше единого комплекса "инстинктов",
формирующего особь, с единой системой игровых отношений у человека (традиционная
культура). Для того, чтобы на наших современных занятиях возникли эти отношения,
для того, чтобы шел процесс самообучения, необходимы некоторые условия.
Приуготовлено это может быть только возникновением духовной общности в
коллективе, а не посредственный пуск игры (кругового боя, например)
осуществляется языком пластики (боем атамана) или музыкой, точно так, как и для
"пуска" песни ну. жен запевала. Совершенно недопустимо "руководить" игрой,
особенно игрой детей. Игру необходимо показать - дальше она раскрутится сама.
Итак - Игра: везде и во всем, то есть там, где возможно моделирование стресса,
где есть переход из одного состояния в другое, требующий физических и духовных
затрат. Простейший пример: прыжок "рыбкой" через препятствие - в ожидании удара
о землю отключается внешнее внимание, способность петь и слышать, закрываются
глаза... И человеку неоткуда взять силы, чтобы открыть их. (Вспомним известный
опыт Дарвина, который упорно прижимался носом к стеклу террариума, ожидая
прыжка змеи, и всякий раз отпрыгивал, когда она нападала. Несчастный натуралист
сделал вывод о непреодолимости инстинктов.) Когда же мы с помощью частушки
завязали игру, то нам уже не до страха - мы общаемся с партнером, который стоит
за препятствием, а значит, есть переход от состояния восприятия к игровому
(творческому) состоянию. Когда же после прыжка мы вступили в игровой бой, то
нам и бой нипочем. А "вырабатывать" мужество в жестких спаррингах - это значит
тиражировать страх или жестокость дарвиновскими методами.
Наши предки прыгали через костер или меч, что помимо прочего имело еще и
мистический смысл очищения. Определенный смысл связан с камнем: под камнем
спрятан ключ (меч), из-под камня - река, камень на распутье и т.д.
Перебрасывание камня через плечо - для расколдовывания злых чар. Прыжки через
камень - испытание воина:
Стали молодцы забавлятися,
Поперек того камня поскакивать...
("Смерть Василия Буслаева").
Хорош любой фон (любые упражнения) для слова, было б слово хорошо. А еще лучше -
действо, театр, в широком смысле. Таково праздничное действо в традиции: театр,
в котором показывают кулачный бой или кулачный бой, обретший театральные формы?
Это наиболее архаичная форма игры восходящая к палеолиту. Все последующее:
мантра, медитация, молитва и, наконец аутотренинг возникли путем рационализации
традиции. Рационализация здесь двоякая: в одних случаях это познание Бога, в
других - бесовское искушение оккультного знания. Добавим, что молитва, это тоже
народная поэзия -и какая! Но что же лучше? Думается, что фольклорный текст (на
тренировке) для верующего не грех, а неверующему ни молитва, ни частушка не
помогут. Собственно, психологическая подготовка на этом заканчивается. Научить
подчиняться сознанию - это работа душевного уровня. Духовная работа лежит выше,
в области стяжания Святого Духа. Естественно, любая припевка может оказаться
духовно наполненной, а может и не оказаться. Просто спеть и сплясать - этого
мало, важно - во имя чего. В народной культуре такого вопроса не стояло, но ныне
нам от него не уйти.
|